Юлий Ганф — лучший карикатурист журнала «Крокодил» 1960-х

Опубликовано в автором

Имя Юлия Абрамовича Ганфа (1898 — 1973) по праву причислено к числу самых талантливых российских карикатуристов. Начало его творческого пути связано с «Окнами сатиры РОСТа». В то время (1920-е г.) основной темой его работ были бытовые и социальные условия жизни общества. Главной чертой, отличавшей его ранние рисунки, являлась условность изображения.

Кстати, его родной брат – известный в те годы график-плакатист И. А. Ганф. Сам Юлий обучался в Харьковском университете по специальности юридическое дело. В 1917–1919 годах брал уроки живописи и скульптуры в Харькове в студии Э. А. Штейнберга. В этот период он создал панно сатирической тематики в городском артистическом кафе поэтов. Художники «Окон сатиры РОСТа», отдыхавшие в этом месте, увидев панно, убедили Ганфа заняться карикатурой.

В годы Великой Отечественной войны Ганф являлся сотрудником специального армейского печатного издания под названием «Фронтовая иллюстрация». Он не только выполнял для него рисунки, но и входил в состав редколлегии. Помимо этого сотрудничал с «Окнами ТАСС», создавая для них открытки и листовки. В тот период из-под его кисти вышли плакат «Вступайте в доноры» (1941, в соавторстве с Ф. Л. Мулляром) и карикатуры «Скорый поезд Украина-Берлин» (1943), «Близится час» (1943). Также Ганф выполнял рисунки для журнала «Фронтовой юмор».

По окончании войны художник принял решение возвратиться в сатиру. Знаменитый журнал «Крокодил» стал местом приложения его таланта. Претерпела изменения тематика его работ. Теперь все чаще его карикатуры были о международной политике, причем во главе угла США. Затрагивая такие важные темы, касающиеся американского общества, как расизм, роль полиции в обществе, милитаристкие веяния в высших кругах, он высмеивал внутреннюю и внешнюю этого государства.
Необычайно талантливый карикатурист Юлий Ганф создал целый ряд типичных масок – постоянных героев его работ. Все они, благодаря изобретательности художника, вовлекались в самые различные злободневные ситуации. Ганфа отличал только ему присущий творческий индивидуальный стиль, над созданием которого он трудился длительное время, перепробовав в процессе разные художественные приемы и манеры.

Сегодня его карикатурные работы размещаются в ряде российских музеев, среди которых: Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге, Музей современной истории России (ГЦМСИР) и некоторых частных коллекциях.

Рубрика: Знакомьтесь
Комментарии закрыты