Гротеск в живописи

Опубликовано в автором

Нечто комичное, содержащее в себе элемент драмы и фантасмогории – именно такими словами можно описать гротеск в живописи. Он несет в себе загадку, иногда может быть страшным, пугающим, но при этом весьма привлекательным и даже к какой-то мере завлекательным. Каждый находит в этом направлении нечто свое.

Все мы хоть раз в жизни видели причудливые гравюры, созданные еще в средневековую эпоху. Они открывают перед нами фантастический и контрастный мир, в котором цветок может стать человеком, а животные способны иметь черты других живых существ. Все это является составной частью гротеска в живописи.
Еще одним общеизвестным проявлением гротеска являются весьма устрашающие готические архитектурные шедевры, когда фасады домов украшались страшными горгульями и орнаментами.

Говоря об этом направлении в искусстве нельзя обойти стороной литературу. В школьные времена и в более взрослые годы мы с упоением читаем сочинения Н.В. Гоголя, Ф. Кафки, Дж. Свифта, М.А. Булгакова и прочих писателей. На страницах их книг перед нами раскрывается увлекательный, но полный загадок и тайн гротескный мир.

Определение гротеска звучит следующим образом. Это вид художественной образности, комически или трагикомически сочетающий и акцентирующий жизненные отношения при помощи причудливого и контрастного соединения реального и мира фантазий, правдоподобия и карикатуры.

История гротеска
Сам термин «гротеск» с французского языка переводиться как «гротовый», т.е. расположенный в гроте. Корни французского grotesgue происходят от латинского crypta. Данное слово имеет значение «скрытый» или «подземный».

Само понятие возникло примерно в 14 столетии, когда бал правили художники возрождения. Они присвоили это название странным и очень непривычным по художественному исполнению фрески и скульптуры, которые были обнаружены во время археологических изысканий Золотого Дворца, возведенного Нероном в 64 году до н.э.
Фрески и орнаменты украшали стены подземных лабиринтов. На них были нанесены изображения фантастически переплетенных черт растений, животных и людей, порождающие необычные образы.

Гротеск не единожды входил в моду в искусстве. Сначала его стали использовать в античные времена в настенных орнаментах и фресках. Затем прошло много времени, и он возродился в эпоху Возрождения. Тогда данное направление взяли на вооружение писатели и художники. Возвращение и расцвет гротеска происходил неоднократно.
Наиболее яркими творениями эпохи Ренессанса созданными в гротескном стиле являются «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, графика Калло, живопись Босха и Брейгеля.

Комментарии закрыты